Что такое периодические издания?
Периодические издания — это газеты, журналы и бюллетени, которые выходят в определенное время (каждый день, раз в неделю, месяц, квартал). В статье мы расскажем когда они появились, почему первые газеты читали только торговцы и что с ними происходит сейчас.
Значение периодических изданий в современном мире
«Что общего между комаром и министром? Их можно убить газетой». Шутка старая, но актуальная. В этом убедился Борис Джонсон в 2018 году, когда в колонке газеты The Telegraph сравнил женщин, которые носят бурки (мусульманскую одежду, покрывающую тело с головы до пят) с почтовыми ящиками. После публикации Джонсона требовали снять с поста мэра Лондона. Всё обошлось, но осадочек в виде низкого рейтинга у определённой части публики остался.
Однако периодические издания важны не только для политиков, но и для ученых. Научные журналы — главный источник свежих данных (вспомните, как часто во время ковида ссылались на старейший научный журнал Lancet). Специализированные издания для учителей, дизайнеров, художников, музыкантов до сих пор живут и здравствуют. Тем удивительней, что даже после изобретения печатного станка газеты и журналы несколько столетий не имели такой силы, как сегодня.
История и развитие периодических изданий
XV-XVI века: торговцы начинают. Первую газету выпустили в Венеции в XV веке. И она была посвящена торговле, что не удивительно: Венеция в то время — крупнейший торговый хаб, куда стекались купцы со всей Европы. Газета не имела четкой периодичности, выпускалась от случая к случаю, а главное — была рукописной (печатный станок еще не изобрели), так что большими тиражами похвастаться не могла. Чуть позже подобные издания появились в Германии — в основном их делали для торговых ярмарок. В России нечто похожее, но уже печатное, начали делать лишь в XIX веке.
XVII-XVIII века: короли подхватывают. Печатный станок уже изобретен и короли оценили его по достоинству. Во Франции с 1631 года правительство издает «Французскую газету» (над неймингом тогда не заморачивались), в Лондоне с 1666 года — «Лондонскую» — все они содержат официальные новости об успехах королей.
В России первой печатной газетной стали «Ведомости», которые начали издавать с 1702 года по указу Петра I. Чёткой периодичности у неё не было, устоявшегося названия — тоже, поэтому на первой полосе можно было увидеть то «Российские ведомости», то «Петербургские ведомости», то еще что-нибудь. И никакой рекламы! Только новости, проповеди и сводки о военных победах.
Тираж «Ведомостей» доходил до 4000 экземпляров. При этом в Англии тиражи редко превышал отметку в 100-200. Но газет там было больше: около двадцати — а в России — одна.
В этот же период появляются и первые журналы. Например, в 1663 году — немецкий Erbauliche Monaths Unterredungen; 100 лет спустя — английский The Gentleman’s Magazine; в 1755 году выходит первый российский журнал (под патронажем Академии наук): «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие».
XIX век: привет, реклама! Грамотность населения постепенно растет, промышленность и наука развиваются, поэтому периодических изданий всё больше. Появляются специализированные газеты и журналы: литературные, естественнонаучные, философские, экономические. В газетах начинают продавать рекламу, издания распространяют по подписке.
XX век: массы вступают в игру. К началу XX века население становится все более грамотным: во многих странах уже введено обязательное образование. Этого не могли не заметить издатели — на арену вышла массовая полиграфия.
К тому же появляется новое типографское оборудование, что позволяет в сотни раз увеличить тиражи, объем газет и журналов и разнообразить их дизайн. Например, в США появляются газеты по 100 страниц, хотя еще в конце XIX века они редко превышали 10.
Но еще важнее, что все больше места на бумаге занимает реклама — промышленная революция и конкуренция среди компаний делают свое дело. Если в тех же США в конце XIX века 50% прибыли составляли сами продажи газет и журналов, то уже к началу XX века 65% дохода приносила реклама.
XXI век: уход в «цифру». Периодические издания начали осваивать интернет ещё в XX веке. Первопроходцем была американская газета The Electronic Trib, которую основали в 1990 году именно как электронную, без печатной версии. Вы удивитесь, но уже в 1992 году российская газета «Известия» начала делать электронную версию и рассылать её по немногочисленным и для многих тогда загадочным «емэйлам».
Но по-настоящем уход в «цифру» случился уже в 2010-е. Примеры: британская газета Independent и американская Newsweek отказались от печатной версии в 2012 году, французская La Presse — в 2018. Тем не менее полиграфия живет и по-прежнему имеет немалый вес на рынке. Так, английская London Evening Standard совмещает выпуск электронной и печатной версии.
Первые периодические издания и их функции
Первые газеты и журналы в основном не имели цель воздействовать на массовую аудиторию — в этом их главное отличие от сегодняшних. Они предназначались для своих. Яркий пример: в России ещё в XVII веке делали рукописную газету «Куранты», которая предназначалась только для царя и его ближайшего окружения — население же вполне обходилось без СМИ. Но всё изменили массовое образование и технический прогресс.
Разновидности периодических изданий
Газеты и их особенности
- Чаще всего публикуются ежедневно или раз в неделю
- Не имеют твердой обложки
- Больше рассчитаны на беглое чтение
- Выпускают в нескольких форматах: А4, А3, А2.
Журналы и их специфика
- Чаще всего публикуются ежемесячно или ежеквартально
- Печатаются на более плотной бумаге, имеют жесткую обложку
- Рассчитаны на более вдумчивое чтение
- Больше разнообразных форматов: А4, А5, Letter, Tabloid, квадратный формат
Онлайн-издания и их роль в современной информационной среде
- Охватывают большее количество людей
- Обладают большими возможностями для персонализации
- Издатели могут быстрее получать обратную связь
- Предоставляют множество видов контента: подкасты, сайты, блоги, видео, рассылки
Роль периодических изданий
Информационная функция периодических изданий
Вообще, выделять её не совсем корректно. Сама по себе передача информации никакой роли не играет. Но играет роль цель, стоящая за ней: идеологическая, или коммерческая. Допустим, опубликованный в журнале обзор новых наушников поможет определиться, покупать их или нет. Подтолкнуть к выбору — и есть цель, стоящая за информационной функцией.
Образовательная и культурная роль
Научные журналы по-прежнему являются главным средством обмена и оценки данных среди ученых. Специализированные издания по культуре и искусству помогают сохранять культурное наследие (которое в интернете может исчезнуть довольно быстро — бумага все-таки надежней).
Развлекательная функция и разнообразие контента
Ну что тут скажешь? Все любят посмеяться или убить время во время поездки. И пусть в меня кинет камнем тот, кто никогда не разгадывал в электричке кроссворды.
Влияние периодических изданий на общество
- Они формируют общественное мнение
- Задают моду и стандарты поведения
- Дают ощущение стабильности
Влияние на формирование общественного мнения
Роль периодических изданий в политике и социальных процессах
Независимые газеты и журналы являются инструментом контроля власти: журналисты выявляют случаи нарушения законов, вытаскивают наружу важные для общества факты. Это понимали еще в конце XIX века, когда политическая партия в любой стране стремилась выпустить свою газету.
Возможные проблемы и вызовы для периодических изданий в эпоху цифровых медиа
Главная проблемой является конкуренция с онлайн-платформами: они предоставляют быстрый доступ к новостям. Но в этом преимуществе кроется и огромная ложка дегтя. Блоги и сайты публикуют новости и статьи ежедневно, при таком потоке трудно проверить достоверность.
Еще одним вызовом является изменение способов монетизации. Стало сложнее получать доход от подписок и размещения рекламы (ее немалую часть взял на себя интернет). Кроме того, цена полиграфии возросла и не все умеют с ней работать.
Будущее периодических изданий
Тенденции в развитии периодических изданий
- Уход в диджитал
- Персонализация контента
- Многоканальность: совмещение традиционной полиграфии и онлайна
Роль и вызовы цифровых платформ
Роль цифровых платформ возрастает. Согласно исследованию Фонда «Общественное Мнение» 42% граждан России черпают новости с сайтов, а 21% — из социальных сетей. Прогресс и важность цифровых платформ налицо. Однако с этим связано немало проблем:
- Недостоверность фактов
- Привычка к быстрому поверхностному чтению
- Нечестные способы привлечения внимания (боты и тому подобное)
Адаптация периодических изданий к изменяющимся потребностям аудитории
Под влиянием цифровых платформ традиционные газеты и журналы меняются:
- Становятся частью многоканальной стратегии
- Используют аналитику, полученную на цифровых платформах
- Олицетворяют «медленную прессу» с проверенными фактами и глубокими сложными материалами
- Превращаются в элитарную вещь: толстый журнал требует вдумчивого чтения и финансовых затрат
Выводы о значимости периодических изданий
- Они по-прежнему живы
- Играют серьезную роль в науке
- Помогают сохранить культурное наследие
- Дают более надежную аналитику
- Подчеркивают высокий интеллектуальный статус читающего
Перспективы и роль периодических изданий в будущем
Если не случится апокалипсис и мы не откатимся на несколько веков назад, газеты и журналы, вероятнее всего, окончательно станут элитарной вещью. А их роль в получении достоверной и глубокой аналитики только возрастет.