Журнальная полоса: эстетика и компоновка для привлекательных макетов
На конкретных примерах рассказываем, что такое полоса в журнале и как её правильно собрать. Никакой воды: одно правило — один пример.
Что такое полоса в журнале?
Это одна страница. Полоса — профессиональный термин, который используют в полиграфии.
Принципы компоновки журнальной полосы
Зонирование. В журнальной полосе есть зоны для заголовков, основного текста, иллюстраций, врезов, рекламных блоков (если издание коммерческое). Перед версткой их необходимо обозначить схематично, чтобы понимать, как примерно распределиться контент. В процессе верстки, что-то наверняка изменится, но без предварительной разметки работа сильно замедлится.
Свободное пространство. Важно, чтобы на полосе было свободное пространство — оно помогает взгляду зацепиться за нужные элементы и придают верстке аккуратности. Добавляют воздух в макет абзацные отступы, поля, междустрочные интервалы. Подробнее об этом ниже, в разделе «типографские правила».
Выравнивание. Иллюстрации, врезы, заголовки и текстовые блоки нужно выровнять по горизонтали и вертикали: то есть провести условные линии (направляющие) и выровнять все блоки по ним. Иначе макет будет похож на творение рук пьяного мастера.
Иерархическая логика. Простой принцип — чем важнее элемент, тем он крупнее. Главный заголовок привлекает к тексту, поэтому для него используют самый крупный шрифт. Фотография под заголовком выполняет ту же функцию, поэтому логично сделать ее больше остальных материалов на странице или выделить с помощью цвета.
Единообразие. Это не значит, что все полосы должны быть одинаковыми. Просто нужно соблюдать единый стиль заголовков, основного текста и оформления иллюстраций. Исключением могут быть издания об искусстве или дизайне, но если вы издаете журнал, в котором упор делается на текст, лучше такого избегать.
Типографские правила для журнальной полосы
Не оставлять висячие строки. Так называют первые и последние строки абзаца, которые в гордом одиночестве висят в начале или конце страницы. Они затрудняют чтение и нарушают целостность макета.
Не разделять переносами аббревиатуры, даты, цифры. ВГТРК, МГУ, РФ — если разделить аббревиатуры они не будут читаться быстро. А в случае с РФ можно нарваться и на срок за покушение на целостность государства (шутка).
Не использовать кавычки «лапки» вместо «елочек». Не ищете в этом логику, такова типографская традиция (существует она столько, сколько я себя помню). Лапки можно использовать внутри елочек, когда есть цитата в цитате или имя собственное.
Не ставить много переносов подряд. Рекомендуется оставлять не больше трех-четырех. Если это количество превышено, текст смотрится разобранным и читать его сложнее, потому что каждый перенос заставляет делать мысленную паузу ( и сколько таких пауз делает читатель, столько раз совесть верстальщика делает очень болезненный укол).
Не стоит делать слишком короткой строку в конце. Длина последней строки должна быть не меньше ¼ от полной строки.
Соблюдать абзацный отступ. Первую строку в абзаце сдвигают вправо на 2–4 символа, чтобы текст не смотрелся как гигантская простынь.
Оставлять нормальные пробелы между слов. Классические размер пробела — от 25 до 75% от размера основного шрифта. Сколько выбрать — зависит от количества материалов и конкретного шрифта. В общем, нужно определять на глаз. В противном случае текст будет слишко разорван или сжат.
Соблюдать междустрочные интервалы. Его также называют «интерлиньяж» или «междустрочный интервал». Существует довольно универсальное правило: он должен равняться примерно 120% от размера основного текста. То есть, если текст написан десятым шрифтом, то интерлиньяж должен составлять около 12.
Цветовые схемы и контрастность
От гармоничного сочетания цветов в журнале будет зависеть, пойдут ли у читателя слезы радости или боли. О компоновке различных цветов написаны сотни томов, но мы ограничимся просто таблицей (заметим, что это лишь один из вариантов).
Создание эффективных блоков информации
Врезы. Так называют крупно выделенные отрывки из текста (например, цитаты). Врезы помогают подчеркнуть самые яркие фрагменты на полосе и привлечь внимание.
Цветовые выделения. Играют в журнале ту же роль, что и врезы. Однако сделать цветовое выделение гораздо проще — провел «маркером» — и все.
Инфографика. Схемы, графики, диаграммы, таблицы помогают наглядно объяснять сложные явления (например, изменения уровня ВВП или сочетание цветов). Не использовать такие инструменты в журнале — грех перед читателем. Сколько хороших материалов могли бы стать еще лучше, используй и авторы инфографику...
Декоративные элементы. Виньетки, простая графика, значки, рамки не несут смысловой нагрузки, но часто помогают уравновесить изображение, если не хватает контента, или подчеркнуть важный элемент.
Стилизация. Журнальное интервью, стилизованное под переписку в мессенджере, или статья о музыке, в которой первые буквы абзаца сделаны в виде нот — такие вещи привлекают внимание и глубже погружают читателя в материал. Например, как в этом корейском журнале Graphic.