Зачем многомиллиардной компании бумажный корпоративный журнал с котиками и бизнес-аналитикой? Интервью с представителями S8 Сapital
Кажется, что печатные журналы мало кому нужны, однако на деле всё не так: они могут приносить пользу бизнесу.
Привет! Сегодня расскажем как мы помогаем холдингу S8 Capital выпускать печатный корпоративный журнал (да, в 2023 году такой формат ещё может побороться за внимание пользователей).
S8 Сapital — многопрофильный холдинг, объединяющий промышленные и высокотехнологические активы из разных секторов экономики: от производства до медиа. Структура портфеля S8 Capital делится на группы компаний «S8 Промышленные активы» и «S8 Диджитал». Среди промышленных активов холдинга — лидер российского производства вертикального транспорта METEOR Lift, ведущие производители шин Continental и АО «Кордиант», а также российские активы Bosch в Энгельсе. В диджитальные активы холдинга входят крупнейший распространитель гослотерей «Столото», спортивное медиа Sport24, сервис для сравнения цен Price. ru, разработчик цифровых решений «Синхро» и виртуальный оператор мобильной связи Next Mobile.
Кажется, что печатный журнал — «для галочки», однако на деле всё не так: он приносит пользу бизнесу. Мы поговорили с представителями S8 Capital и выяснили, как именно журнал помогает холдингу.
Наш журнал — больше, чем ещё один канал коммуникаций
Зачем крупной компании в XXI веке понадобился корпоративный журнал?
Женя. Наш журнал — один из ключевых каналов коммуникации для сотрудников. Мы размещаемся в нескольких офисах, и он стал одним из мостиков между сотрудниками, разными подразделениями и компаниями холдинга. В нём можно найти ключевые бизнес-новости, советы от наших коллег по эффективному управлению, тайм-менеджменту, наращиванию компетенций — и, конечно, больше узнать о нашей корпоративной жизни.
Юля. Да, это связь и между городами: питерский офис, московский и другие могут увидеть своих коллег в лицо. У нас очень большая компания: в структурах холдинга работают более 20 000 человек. И журнал, кроме прочего, стал инструментом внутреннего пиара. Каждый может рассказать о своей работе: человек знает, что журнал точно возьмут и точно прочитают, увидят, какие крутые проекты запустила диджитал-команда, сколько новых точек и какими силами открыл отдел продаж, например. Это прекрасный инструмент. И если поначалу мы обращались к коллегам: «а у вас есть что рассказать?» — то сейчас они сами приходят, чтобы поделиться свежими новостями для нашего журнала. Это очень ценно.
Женя. К тому же журнал не только для сотрудников. Он ещё лицо холдинга. Часто к нам приходят партнеры. Журналы лежат в лаунж-зонах и переговорных, где проходят рабочие встречи. Наши гости могут узнать, чем живёт S8 Capital, какие у нас команды и проекты — всё это важные составляющие корпоративного бренда. Потенциальные и действующие партнеры могут почитать последний номер за чашкой кофе или чая, сидя в уютном кресле. Это важный момент HR-бренда.
Диджитал побеждает бумагу? Не в этот раз
Многие переходят в диджитал, а вы продолжаете печатать журнал. Почему всё то же самое нельзя сделать в электронном формате?
Юля. Есть важный момент. В диджитал-каналах мы публикуем что-то каждый день. Но информация оттуда как бы рассеивается: прочитал и всё — уже через день человек может забыть, о чём там писали. А журнал — это что-то более статичное, нетленное. Рукописи не горят. Плюс это галочка престижа: можно увидеть себя на странице глянцевого красиво сверстанного выпуска. Кто не мечтал увидеть себя на страницах журнала? К тому же мы всегда добавляем в новый выпуск эксклюзивную историю. Даже если берём материалы из других каналов, стараемся дополнить комментариями коллег или фотографиями, которые нигде раньше не публиковались.
У S8 Capital есть корпоративный портал, рассылки и Telegram-чат для ежедневных новостей, но в них информация идёт потоком — уже через день человек может забыть, о чём прочёл. Журнал помогает закрепить самые важные события последних месяцев.
Сначала делали журнал «а-ля Forbes», а потом стали рассказывать истории о наших сотрудниках
Ок, с форматом понятно. Но чтобы журнал читали, нужны интересные материалы и оформление. Как вы подбираете фото для обложек и иллюстраций?
Женя. Если вы заметили (а вы наверняка заметили, ведь вы и помогаете нам в создании журнала), раньше публиковали номера «а-ля Forbes», с фотографиями наших руководителей на обложке. Такой подход был важен при публикации первых номеров — первые лица компании подчеркивали статус журнала и его значимость в наших корпоративных СМИ. Сейчас мы сместили фокус, и каждый номер теперь — это истории наших сотрудников. В работе, взаимодействии с коллегами, совместных хобби и интересах. Смена произошла, когда мы на обложке разместили фото с нашего корпоративного сплава на байдарках. Этот номер привлек огромное количество внимания, потому что фото было удачным и каждый, кто побывал на этом сплаве, сумел увидеть себя и коллег на обложке.
Юля. Да, мы стали больше именно про людей. Про наших коллег, которые ежедневно развивают холдинг и помогают компаниям достигать своих целей. Это вовлечённые в корпоративную жизнь люди, а у многих ещё интересные хобби и увлечения, про которые тоже здорово рассказывать. Как только мы сдвинули фокус в эту сторону, у нас сразу разворотов прибавилось в журналах.
Для того же номера со сплавом даже пришлось допечатывать тираж. Потому что все ходили и коллегам показывали фото: «смотри, третий сверху в углу в байдарке — это я». Это очень запомнилось.
Обложка журнала, на которой изображен корпоративный сплав на байдарках. После выхода этого номера сотрудники бегали по этажам и говорили: «Смотри, вот тот в байдарке — это я!»
Круто. А вот самое важное — как собираете материалы для номера?
Женя. У нас компания творческих людей. Часть коллег могут помочь с готовыми текстами: маркетинг, продажи, то есть люди, которые знают, как «вкусно» подать информацию о своей работе. Одним из самых ярких материалов стала история из нашего новогоднего выпуска: ребята рассказывали, как снимали новогоднюю рекламу для «Столото» (ту самую, где Михаил Пореченков в образе Джеймса Бонда бежит по крыше поезда), как договаривались о съемках, как общались с актерами.
Часть подразделений не пишущая — и тут включаемся мы: собираем инфоповоды, берем комментарии, помогаем создать материал, который будет полезен и интересен читателям. Наша корпоративная редакция помогает вычитывать тексты. Это коллективный труд. Уже на первой странице можно увидеть всех, кто причастен к номеру: мы благодарим каждого.
Нам очень понравилась статья про бизнес-анализ на примере котиков и про то, как одна из ваших сотрудников начала делать игрушки, а потом занялась этим профессионально и даже поучаствовала в съемках мультфильма).
Юля. Нам тоже )). Мы стремимся всегда выделить хотя бы разворот на увлечения коллег, такие истории часто становятся самыми любимыми и зачитанными. Так мы узнаём коллег с новой стороны, создаем клубы по интересам, узнаем, насколько круты наши сотрудники не только в профессиональной, но и в личной сфере. История с бизнес-анализом и котиками — тот самый пример, когда коллеги не только показали свою экспертизу, просто и понятно рассказали о своей работе, но и проявили себя творчески, попробовали силы в писательстве — получилось очень круто.
Статья про сотрудницу, которая начала делать елочные игрушки и превратила это хобби в бизнес.
У S8 Capital есть дизайнерский отдел, но вы решили отдать журнал на аутсорс. Почему?
Женя. Наш дизайнерский отдел — это люди, которые в первую очередь работают над продуктом. У них огромный пласт задач, которыми они занимаются все время. Коллеги нам во многом помогают, но верстку и основное наполнение удобней делать с людьми, которые с нами в постоянном общении. Так мы можем создавать журнал в комфортном графике, который выставляем мы.
Юля. Да, например, в последнем номере надо было сделать визуал для статьи про диджитал-команду: мы раз пять меняли варианты, кажется, два дня подбирали подходящий для страницы визуал, а когда прислали финальный материал, коллеги сказали: «Как классно всё это выглядит, спасибо, что вы над этим паритесь!».
Женя. Мы отправляли Лене десятки вариантов картинок, передвигали их по полосе, и нам оперативно присылали черновик страницы. Команда mad! здорово подключалась со своей экспертизой, получалось такое совместное творчество — как подать материал самым выгодным образом. Хотя в какой-то момент переживали, что Лена нас возненавидела.
Лена (менеджер проектов в mad!). Нет, было весело )).
Как понять, что журнал и правда приносит пользу
Вы как-то отслеживаете эффективность журнала? Есть какая-то статистика?
Женя. Мы периодически проводим опросы по коммуникациям. Уточняем, насколько людям понятна и полезна информация, получаем не только оценки, но и рекомендации по улучшениям. Но главный показатель для нас — это когда мы раскладываем журналы по стойкам, а через день-два их уже нет. Буквально сегодня получили обратную связь от питерского офиса: обычно они берут небольшие партии, а на этот раз попросили дополнительный тираж, потому что сотрудникам очень понравился номер. Всё разобрали.
Юля. Да, здорово, когда только что выложил журнал, а потом смотришь, как люди ходят по этажам и говорят: «О клёво, новый журнал!». Или приходят к нам и говорят: «Отличный выпуск получился. Классные фотки».
А плохие отзывы были?
Женя. Конечно, всегда бывают очень разные отзывы. Сколько людей столько и мнений. Всегда всё субъективно. Иногда мы от коллег слышим отзывы, что это неинтересно, много текста или «зачем это вообще»? Но нечасто. Это единичные случаи. Мы прислушиваемся к оценкам, всегда стараемся становиться ещё более интересными и полезными нашим коллегам.
***
Здесь интервью внезапно оборвалось, потому что мы ушли делать новый выпуск журнала. А вам оставили скрин нашей любимой статьи про бизнес-анализ и котиков.