
Корпоративные издания
Недавно я был в клинике, где увидел в урне кипу газет. Присмотрелся — на первой полосе логотип и название клиники. Значит, газеты корпоративные.
Кажется, что такие издания умерли и делают их только для галочки. Но на самом деле нет — они могут приносить пользу бизнесу. Например, помогать в поиске новых сотрудников, клиентов, партнеров и даже повышать прибыль. Неочевидный, но весомый плюс приносит и «смерть полиграфии», которую предсказывают уже лет двадцать: издание с хорошей версткой, на красивой бумаге и с классными фотографиями стало показателем престижа, высокого статуса.
Главное — знать зачем, для кого и как делать журнал или газету; чем они отличаются функционально и как проверить их эффективность. Именно об этом наша статья.
Какие цели преследуются с помощью корпоративных изданий?
Глобально цели всего две:
- рассказать, что происходит в компании (это особенно важно, когда организация большая, с кучей отделов и филиалов, разбросанных по стране);
- укрепить связи между сотрудниками, превратить условных Cашу из отдела рекламы и Олю из отдела продаж в команду, которая делает одно дело и получает за это не просто пирожок с полки, но и моральное удовлетворение.
Важность информационного обмена внутри компании
Представьте, что отдел рекламы запускает новую промо-кампанию. Уже подготовили сценарий, дизайнеры сделали классные штуки, в типографии вот-вот запустят станки, чтобы напечатать баннеры, которыми увешают весь город. Но вдруг выясняется — бухгалтерия не может провести платеж в срок, потому что 1с «висит» уже неделю. Узнай об этом в отделе рекламы раньше, сроки можно было бы перенести или найти другой способ оплаты. Но, увы.
Корпоративные сайты, порталы и чаты помогают избежать таких случаев. В них обмениваются оперативной информацией («Валя выиграла миллион в лотерею и поехала за выигрышем, так что мы сегодня без юриста»). А вот полиграфия помогает собрать всё самое важное за месяц, квартал, год — всё, что может утонуть в потоке новостей на сайте или в чате.
Укрепление связей сотрудников и командного духа через издания
Правильные корпоративные издания действительно помогают укреплять коллектив. Представьте, если вы увидите себя на обложке журнала или напечатаете в нем свою статью — самооценка явно поднимется, а кроме того, о вас и ваших достижениях узнают коллеги — вот и повод для общения.
И немаловажный бонус: внутренние медиа делают руководство и сотрудников ближе. Например, директор в интервью рассказал о своих увлечениях и показал, что он не небожитель, а обычный человек, который любит рыбалку, футбол или компьютерные игры. К такому директору проще обратиться за помощью или с критикой. Живой же человек.
Классическая схема информационного обмена на предприятии. Как видите, часто нет контакта между рядовыми сотрудниками из разных отделов, а также между ними и высшим руководством. Внутренние издания частично снимают эту проблему.
Типы корпоративных изданий
Внутренние журналы и бюллетени
Журналы — это периодическая полиграфия, обычно на хорошей бумаге, с большим количеством иллюстраций и полновесных статей.
Пример корпоративного журнала.
Бюллетени — небольшие издания на одном листе. Их заполняют короткими текстами с иллюстрациями или без. Бюллетени не имеют периодичности. Их можно выпускать, например, чтобы сообщить важную информацию (о новой схеме начисления премий, о пользовании оборудованием и так далее).
Пример корпоративного бюллетеня.
Корпоративные газеты и газеты сотрудников
Корпоративные газеты — самый распространенный тип. Как правило их издают в более компактном формате, чем классические, чтобы было удобней листать страницы (в начале XX века в Англии был случай, когда один джентльмен на улице развернул большую газету и случайно толкнул находившуюся неподалеку женщину под колеса повозки). Из-за особенностей бумаги качество иллюстраций уступает журнальным.
Газета аэропорта «Домодедово».
Электронные бюллетени и информационные порталы
Информационные порталы — это большие сайты, которые объединяют сразу несколько ресурсов и сервисов. Например сайт для клиентов, хранилище документов для сотрудников, внутренние калькуляторы для подсчета стоимости и тому подобное.
Электронные бюллетени — то же, что и бумажные, только в формате PDF, DOC и т. п. Или в виде одностраничного сайта.
Сайт высшей юридической премии «Фемида». Он предназначен и для организаторов, и для участников.
Преимущества корпоративных изданий
- Работники вовлекаются в жизнь фирмы, получают важную информацию из первых рук,
- Поднимается статус в глазах конкурентов и партнеров,
- Увеличивается продуктивность, если люди обмениваются опытом,
- Бренд получает ещё одну площадку для представительства,
- Можно продавать рекламу (это происходит нечасто, но происходит).
Определение целевой аудитории и целей издания
Делать издание сразу для всех — большая ошибка. Для всех — это ни для кого. Вы не сможете создать контент, который заинтересует читателя, потому что не представляете себе, кто он, что его волнует, какие у него проблемы. Будет ли слесарь третьего разряда интересоваться бизнес-анализом, а бизнес-аналитик — слесарным делом? Вряд ли.
Для небольших организаций эта проблема не так актуальна (все друг друга знают), а вот для крупных — так же важна, как налоговая отчетность. Поэтому сначала нужно ответить на три главных вопроса: зачем, кто будет читать и что он должен сделать после прочтения?
Пример:

Исходя из вводных, указанных в примере, начинаем думать над контентом и дизайном.
Разработка контента и дизайна
Контент должен соответствовать интересам аудитории. Аудитории у нас целых две: заводчане и офисные работники. Задача — продумать рубрики, которые будут интересны и тем, и другим. Всем одинаково интересны: они сами, ближайшие коллеги, начальство.
Первые рубрики, что пришли мне в голову (просто для примера):
- «Новости» — все самое важное за неделю, месяц, квартал (в зависимости от периодичности).
- «Станок» — про новое оборудование и модернизацию старого, обзор техники.
- «Мы делаем это» — про работу отдельных специалистов, на конкретных примерах.
- «Не мешки ворочать» — колонка сотрудников, где они делятся своими проблемами, пожеланиями и тому подобным.
- «Наши дОма» — интересные увлечения и истории коллег, не связанные с работой.
- «Голос сверху» — колонка руководителей.
Теперь нужно подумать, как контент создавать? Идеально, если есть профессиональный редактор с опытом работы в СМИ или в издательстве. Он сможет проводить интервью, дорабатывать тексты сотрудников и согласовывать их с руководством, проходя все круги ада утверждения, и даже верстать. Если такого человека нет, то можно найти его на аутсорсе. Если и такой возможности нет, то за дело обычно берутся эйчары и неравнодушные сотрудники, которые набивают шишки по ходу дела.
Здорово, если первые номера привлекут работников к созданию контента. Так случилось, например, у компании S8 Capital. После выхода печатного журнала, где на обложке показали корпоративный сплав на байдарках, сотрудники сами начали предлагать темы для номеров, а тиражи резко выросли: люди увидели себя на глянцевой обложке и им это понравилось.
Проще нанять дизайнера и редактора на аутсорсе, чем создавать полноценную редакцию. Но если вы горите своим делом — дерзайте.
С фотографиями, иллюстрациями и визуальным стилем сложнее. Не в каждом штате есть фотограф. Да, можно использовать снимки, сделанные сотрудниками (к тому же такие изображения часто выглядят более живыми). Но чтобы отснять большое мероприятие, нужен профессионал.
Дизайнер найдет нужный визуальный стиль для каждой рубрики и проекта в целом: строгий, полуделовой, техно, психоделический (да, и такое бывает). Придумает схемы, врезы, декоративные элементы, подберет шрифты. А главное — соберет макет для верстки, который тот же редактор сможет заполнять текстами и фотографиями самостоятельно. Кроме того, дизайнер подготовит файлы для печати или для публикации на сайте.
Выбор подходящих каналов распространения
Чтобы внутренне медиа точно попало в руки читателей, нужно знать, где они обитают. Но читатель — существо непостоянное и капризное, поэтому лучше использовать сразу несколько каналов.
Раскладывайте номера в самых людных местах: фойе, столовых, проходных, переговорных (здесь их увидят и партнёры). И желательно — на видном месте. Можно сделать пресс-волл или бокс с фирменной айдентикой — так свежий номер точно не пропустят.
Разносите по офисам. Самый банальный и действенный метод. Специально обученный человек ходит по кабинетам, говорит, что вышел новый номер и оставляет несколько экземпляров.
Рассказывайте о бумажной версии в чатах и на сайте и наоборот. В полиграфии полезно оставлять qr-коды на электронные ресурсы, а в электронных ресурсах — сообщать о выходе печатных. Так аудитория, предпочитающая диджитал, будет обращать внимание на бумагу, а «традиционалисты» — на порталы, чаты и группы в соцсетях. Чтобы ускорить этот процесс, публикуйте в каждом источнике разные материалы.
Примеры успешного использования корпоративных изданий
«Индустриальный Экспресс» — журнал «МИнБанка». Его создавали и для сотрудников, и для клиентов. В 2012 году он получил премию «Серебряные нити» как лучшее корпоративное издание. В «Индустриальном экспрессе» строгий стиль сочетается с вкраплениями мультяшной инфографики. При этом тексты легко читаются — никакого пафоса финансовых гигантов. Здесь в полной мере работает принцип «да не будет у тебя других богов, кроме читателя».
Пример разворота «Индустриального Экспресса».
S8 Capital — корпоративное издание одноименной фирмы, в состав которой входят Meteor Lift, Sport24.ru, Price. ru, Next Mobile и «Столото». Это пример, когда ребята из диджитала начали делать внутреннюю бренд-полиграфию не для галочки.
Пример обложки S8 Capital.
Издание стало популярным, потому что серьезные темы про бизнес-аналитику совмещают с ламповыми историями из жизни сотрудников — часто тиражи приходится допечатывать по запросу филиалов (быстро разбирают). Кроме того, оно превратилось в инструмент внутреннего пиара: в статьях работники S8 Capital рассказывают о своих достижениях и продвигают новые идеи.
Пример ламповой статьи.
Как оценить результаты и влияние корпоративных изданий
Визуально. Смотреть, как быстро разбирают тираж, листают ли его партнёры и клиенты в переговорной.
Онлайн. С онлайн-ресурсами всё просто: можно проверить количество посетителей, глубину дочитывания и прочие важные штуки.
С полиграфией сложнее, но тоже есть варианты. Если размещать на ней кьюар-коды, ведущие на онлайн-материалы, можно отследить количество переходов и понять, сколько людей заинтересовались.
По отзывам. Регулярные опросы — лучший вариант. На них остановимся чуть подробней.
Важность получения обратной связи от сотрудников
Как «Отче Наш» нужно помнить, что медиа— для людей, которые хотят получить от него пользу. Поэтому всегда стоит оставлять контакты для обратной связи: почту, мессенджеры, телефон. И крупными буквами напоминать о том, что такая функция существует. Допустим, так: «Нам очень важно ваше мнение. Расскажите, что было полезным и интересным в этом номере, а что — не очень».
Идеально если обратная связь будет анонимной, ведь сотрудники могут бояться «сказать что-то не то». Для этого, например, можно завести гугл-форму и составить в ней короткую анкету. Попросите оценить по десятибалльной шкале пять пунктов: рубрикацию, качество текстов, иллюстраций, доступность и полезность. Затем сложите оценки: если получилось число от 20 до 30 — есть на чем работать; от 30 до 45 — вы молодцы; а 50 просто не бывает.
В гугл-форму лучше заранее проставьте варианты оценок, чтобы не приходилось каждый раз их вбивать.
Пример опроса, созданного в гугл-форме. Лучше заранее проставьте варианты оценок, чтобы не приходилось каждый раз их вбивать.
Будущее корпоративных изданий
Тенденции и развитие в области внутренней коммуникации
Главные тенденции — это «очеловечивание», персонализация контента и обратная связь. То есть учебные материалы и новости подстраивают под конкретную группу сотрудников и пытаются сделать интересными для каждого.
Роль цифровых технологий и новых медиа
Цифровизация — еще одна тенденция. Переговоры, встречи, постановка задач, обучение — всё переходит в чаты и видеоконференции. Набирает серьезные обороты видеоконтент.
При этом бумажные медиа в корпорациях переживают ренессанс. Полиграфия дорожает и становится статусным предметом (к примеру, как классические наручные часы) . А кроме того, чтение на бумаге предполагает более глубокое погружение — не нужно отвлекаться на ссылки от друзей и «ещё одно, точно последнее» видео на Ютюбе.
Перспективы использования корпоративных изданий в будущем
Полагаю, что их роль вырастет: они станут не просто рассказывать об организации, а будут давать реальные и очень серьезные знания, поскольку академическое образование, в отличие от бизнеса, не успевает за быстро меняющейся реальностью. Это всего лишь скромное предположение, поэтому никаких примеров).