Полоса в полиграфии: руководство по созданию эффективных печатных макетов
Полоса бывает белой, черной и полиграфической. О последней — наша статья.
Что такое полоса?
На профессиональном языке так называют страницу. Термин появился еще во времена, когда использовали механические печатные машины: бумагу разрезали на полосы, а после пропускали через машину. Технологии изменились, а термин прижился.
Принципы компоновки полосы
Выравнивание. Все элементы на странице необходимо выровнять по горизонтальным и вертикальным линиям, иначе возникнет беспорядок, картинки не будут гармонично смотреться с текстом и наоборот.
Поля и отступы. Поля сверху и снизу должны быть не меньше 1,5 сантиметров. Во-первых, чтобы на странице был «воздух» (иначе она будет смотреться перегруженной). Во-вторых, чтобы не хвататься пальцами за текст — даже самая стойкая типографская краска от пота и жира может «мазаться».
Отступ — это расстояние перед началом абзаца, а также расстояние между ними. Без отступов текст смотрится как большая простынь и читать его неудобно, потому что взгляду не за что зацепиться. Когда же текст разбит на блоки он смотрится более упорядоченным.
Иерархия. Следует выделять наиболее важные элементы. Самый простой пример иерархии — крупные заголовки и основной текст шрифтом поменьше. Заголовок всегда привлекает внимание, потому что рассказывает, о чем этот текст. Если не выделить его, зацепиться взглядом будет не за что. Кроме того, заголовков может быть несколько: главный, второстепенный и т. д. Важно показать их иерархию с помощью шрифтов разного размера.
То же правило действует и для картинок. Например, в каталоге товар логично сделать фото товара крупнее, чем его коробку или инструкцию.
Акценты и контрасты. Контрастные цвета, крупно выделенные цитаты, различные формы элементов позволяют выделить главное, привлечь внимание к нужному элементу, сделать текст более читаемым. Самый распространенный пример контрастности — черный текст на белом фоне.
Последовательная подача. Все элементы нужно размещать таким образом, чтобы читатель легко получал нужную информацию. Например, в инструкции лучше использовать нумерованные списки, которые показывают последовательность шагов.
Типографские правила для полосы
Заголовки без переносов
Заголовок привлекает внимание к тексту, поэтому не стоит разбивать его переносами: они как бы заставляют делать паузу в чтении. Ну и традиция такая.
Не оставлять слишком много переносов
Так тоже делать не надо. С ними текст смотрится неряшливо.
Нет висячим строкам и предлогам
Неполные строки или предлоги оставленные в конце строки, как и множество переносов, делают текст визуально неряшливым.
Интерлиньяж около 120%
Интерлиньяж — это межстрочное расстояние. Обычно оно составляет 120% от размера основного шрифта.
Шрифты с засечками — для основного текста, рубленые — для заголовков
Шрифты с засечками читаются легче, а для заголовков используют рубленый текст. Основной текст рубленым шрифтом читать сложно — он будет расплываться.
Используйте кавычки-елочки
Традиционно для текста используют кавычки-елочки, а вот лапки применяют внутри елочек. Пример: «Мы встретились в кафе „Буратино“ и напились в дрова».
Не путайте дефис и тире
Дефис — это короткая черточка, а тире — длинная. И у них абсолютно разные функции в письменном языке. Дефис соединяет слова («Возница-киргиз»). Тире разъединяет их, а также ставится на место пропущенных членов предложения. Пример: «Вася любит бургеры, а Коля — Лену». Тире здесь заменяет слово «любит».
Единообразие
Заголовки, лиды, основной текст, отступы и прочие элементы должны быть в одинаковом формате на каждой полосе. Иначе будет создаваться ощущение, что это анонимка, написанная безумцем с помощью журнальных и газетных вырезок.
Использование изображений и графики
Для полиграфии важно использовать изображения в системе CMYK. RGB не годится от слова «совсем»: на экране он будет выглядеть отлично, но то, что выйдет из печатной машины, вряд ли вам понравится. Да и в типографии такому не порадуются.
Нужно обращать внимание и на разрешение изображений: для печати оно должно быть не ниже 250 dpi. В противном случае изображение будет нечетким.
Цветовые схемы
Нужно подобрать оптимальное сочетание цветов. От этого будет зависеть, пойдет у читателя кровь из глаз или нет. Например, красные элементы на синем фоне создадут эффект, будто у человека рябит в глазах. Поможет подобрать правильные варианты цветовой круг. Или готовые таблицы сочетания цветов, которые легко найти ив интернете.
Создание читабельных блоков информации
Минимальный для чтения шрифт — девятый. Но обычно используют десятый-одиннадцатый. Однако сам по себе размер — не главный показатель: многое зависит от стиля шрифта. Например, текст набранный девятым шрифтом Calibri, будет меньше, чем набранный девятым шрифтом Arial. Поэтому всегда нужно смотреть на глаз.
Кроме того, вокруг текстовых блоков и после заголовков нужно оставлять свободное пространство: так проще разделить информацию на смысловые части. Читатель не будет испытывать ужаса перед неподъемной простынью текста.
Этапы работы с печатной полосой
- Верстальщик создает мастер-макет, то есть прототип, еще без текстов и картинок.
- Заливает в него голый текст, без стилей, шрифтов и прочих элементов.
- Разбивает текст на абзацы, добавляет отступы и т. п.
- Далее размещает фотографии, графики и прочие иллюстрации.
- Применяет стилеи заголовков, добавляет врезы, декоративные элементы и т. п.
- Текст проходит корректуру.
- Верстальщик обрабатывает фото и готовит макет к печати по требованиям типографии (проверяет цифровое значение цветов, отступы, поля и т. п.)