Матрешки маркетинга: брендбук, гайдлайн, логобук — что общего и в чем разница?
Однажды прадед дал мне подзатыльник: он по моей же просьбе объяснял, в чем разница между семёновской и вятской матрешкой, а я ничего не мог понять — вот на третий час лектор и не выдержал...
Сегодня я иногда чувствую себя прадедом (хотя подзатыльники не раздаю), ведь в студию часто обращаются с запросом «нам нужен Брендбук» и нередко клиент подразумевает совершенно другое: создание бренда.
О том, что такое бренд и как его создают, мы уже рассказывали в статье «Каким компаниям не нужен бренд?». Теперь давайте разберемся, что означают термины «брендбук», «гайдлайн» и «логобук», зачем эти штуки нужны компаниям и почему в названии статьи они расположены именно в таком порядке? На последний вопрос ответим сразу: это самостоятельные части целого, как матрешки, и самая большая среди них — брендбук.
Брендбук. Первая матрешка, большая
Брендбук (буквально «книга бренда») — это документ, который описывает все стороны бренда: философию, цель, миссию, маркетинговую стратегию, правила визуальной коммуникации. Он состоит из маркетинговой части (платформы бренда) и гайдлайна (руководства по применению фирменного стиля). Брендбук равнозначно нужен как для подрядчиков компании (маркетологов, рекламных агентств, дизайн-студий), так и для сотрудников всех уровней: он помогает выстроить единый образ компании для клиентов.
Реклама, за которую не стыдно
Если вы закажете разработку брендбука у нас, то мы проанализируем ваш бизнес, рынок, конкурентов, сформулируем платформу бренда. И только после согласования платформы приступим к разработке фирменного стиля. Вообще исследования — большая часть нашей работы.
Гайдлайн a.k.a. Гайдбук. Вторая матрешка, средняя
Гайдбук или гайдлайн – это руководство, которое описывает все визуальные атрибуты бренда и принципы обращения с ними. Почему существует два термина? Все просто. Гайдлайн — раздел, входящий в состав брендбука, гайдбук — самостоятельный документ, но оба несут одинаковую информацию. Содержание гайдбуков может немного отличаться, но в целом оно такое:
- логотип и его версии;
- шрифты;
- фирменная палитра;
- паттерн и поддерживающая графика;
- способы оформления различных носителей (автомобилей, вывесок, ручек, футболок и так далее).
Реклама, за которую не стыдно
Если вы четко понимаете, что брендбук не нужен, но хотите получить для компании узнаваемый и привлекательный внешний вид, то можно сэкономить деньги и время и заказать гайдбук. Кстати, при заказе фирменного стиля у нас вы получите и гайдбук.
Логобук. Третья матрешка, маленькая
Понятие логобук говорит само за себя — это «книга о логотипе». Она содержит исчерпывающею информацию о цветах, размерах и пропорциях элементов логотипа, разрешенные и недопустимые варианты использования. Хотя документ и самый маленький из трех — это база фирменного стиля компании. Кроме того, логобук является первой частью гайдлайна, но может существовать и без него.
Как их не перепутать? Для наглядного понимания разницы между брендбуком, гайдбуком и логобуком мы составили таблицу