Препресс: что нужно знать о подготовке макета к печати
Допечатная подготовка, или препресс, — это процесс, когда дизайнер готовит макет к отправке в типографию. Препресс начинается на старте проекта, поэтому важно обозначить, какой материал будет разрабатываться, его размер и с какими целями он будет использоваться в дальнейшем.
Четко сформулированное техническое задание на печать до старта работ, поможет дизайнеру учесть нюансы при печатной подготовке макета. Например, для проклейки многостраничного издания будут учитываться дополнительные отступы, а для изготовления журнала со скобами отступы и выпуски под обрез будут гораздо меньше.
Прежде чем отдавать в печать макет печатного материала, нужно его визуализировать. Для этого дизайнеры используют применяют мокапы (от англ. mock-up — макет) — это изображения, которые используют, чтобы показать заказчику дизайн фирменного стиля на объектах реального мира. Мокапы помогают избежать недочетов и финансовых затрат, прежде, чем будет запущен процесс печати.
Этапы препресса
Стандартная схема работы над печатным материалом может отличаться в зависимости от поставленных условий и задач, однако общий вид работы обычно выглядит так:.
-
Разрабатывается дизайн, общее видение конечного результата печатного изделия.
-
Изготавливается электронный макет с учетом верстки – монтажа полос, набранного текста и заголовков, схем, таблиц, фото, иллюстраций и т. п.
-
Корректорская правка текста.
-
Внесение изменений с учетом цветокоррекции, выбор способа треппинга.
-
Подборка цветопробы для сверки «попадания в цвет».
-
Реализация спуска полос и последующая обработка с учетом резки, фальцовки (складывание листов в определенной последовательности, с соблюдением установленного формата), биговки (процесс нанесения прямолинейной бороздки на лист бумаги) и т. п.
-
Изготовление печатной версии изделия.
Виды печати для многостраничных изданий: каталоги, книги, журналы
Важно выбрать тот вид печати, который подойдет для решения поставленной дизайн-задачи.
-
Цифровая печать. Используется для небольших тиражей, например, если вам нужно напечатать 100 визиток или пять фотокниг. Такая печать аналогична простому выводу готового файла на цветной принтер. Вне зависимости от тиража стоимость одного готового экземпляра не будет различаться. Достоинство этого вида печати ― скорость и возможность в любой момент изменить готовый макет.
-
Офсетная печать. Используется для больших тиражей (200 +), причём чем больше тираж, тем дешевле один экземпляр готового продукта. Подходит для книг, газет, журналов, листовок, упаковок. Недостаток офсетной печати — сложность подготовки оборудования и многоступенчатость процесса.
Сначала полноцветное изображение делится на четыре цвета, затем каждый из них выводят на отдельные печатные формы, а потом загружают в печатную машину. Если вы решили изменить макет после того, как формы уже выведены, придётся оплачивать новые.
Как правило, для типографии достаточно PDF-файлов. Иногда перед печатью файлы смотрит препресс-инженер, иногда файлы попадают сразу на машину для вывода печатных форм. PDF-файлы могут быть многостраничными или отдельными для каждой полосы.
В типографии страницы соберут в спуск ― специальную раскладку полос на большом листе бумаги, подходящем по формату для печатной машины. После печати лист сложат в несколько раз, обрубят и сошьют скрепками или нитками в брошюру, а брошюры потом, если понадобится, склеят в книжный или журнальный блок и прикрепят обложку. Некоторые типографии сразу присылают профиль для записи PDF‑файла, который можно подключить в программе для вёрстки.
Иногда в файлы векторного формата требуется добавить растровые картинки (фото, иллюстрации или другие графические изображения) которые должны быть в хорошем разрешении и в подходящем формате (jpg, tiff, png).
Печать на сувенирной продукции
Любой сувенир — это, прежде всего, поверхность: пластиковая или металлическая, прямая или с неровностями, жесткая или мягкая. Это разные фактуры, особенности материалов и восприимчивость к разным видам обработки. Исходя из типа поверхности выбирают и способ печати на сувенирной продукции.
Самые распространенные способы печати на сувенирах:
-
УФ-печать. Изображение наносится с помощью чернил, отверждаемых под воздействием ультрафиолетовых лучей. На сегодня это самая современная и востребованная технология.
-
Шелкография. Другое название — трафаретная печать. Идеально подходит для тканей разной плотности и фактуры и ПВХ-материалов.
-
Сублимация. Подходит для любых материалов и форм: кружек, тарелок, металлических предметов и пр. Суть технологии: чернила из твердого состояния переходят в газообразное, проникая в верхние слои обрабатываемой поверхности. Рисунок получается ярким и стойким.
-
Гравировка. Выполняется на любых твердых предметах: металле, пластике, стекле, дереве. Подходит для поздравительных и памятных надписей, персонализации сувениров. Есть два способа: механическая и лазерная гравировка. Первая надежнее в плане истираемости рисунка, вторая — более быстрая и точная.
-
Тампопечать. Это перенос изображения с печатной формы на заданную поверхность. Применяется в случае плохой адгезии чернил с поверхностями (например, с глянцевым пластиком или металлом).
-
Деколь. Способ печати актуален для керамической, фарфоровой, стеклянной продукции. После переноса рисунка с использованием промежуточного носителя на поверхность нужен обжиг. Он выполняется в специальной печи.
-
Тиснение (блинт, конгрев). Нанесение изображения с помощью прессовки контура на податливую к подобной обработке поверхность. Возможно на изделиях из кожи, плотного картона, дерева.
-
Оклейка виниловой пленкой. Не совсем способ печати, но как технология нанесения изображения актуальна для магнитов, пазлов, мелких сувениров и аксессуаров с плоской поверхностью.
Отделка и тиснение: конгрев, блинт, фольга, УФ-лак
Отделка используется, чтобы сделать готовое изделие нарядным или эксклюзивным. Для этого можно использовать тиснение (конгрев, блинт, фольгирование), а также выборочное или сплошное лакирование.
Тиснение ― это нанесение рельефного изображения или текста на готовую продукцию. Его можно выполнять на разных материалах: на бумаге, картоне и даже на коже. Эта техника обычно используется для сувенирной продукции, книжных обложек, меню, защиты упаковки.
Конгревное тиснение позволяет приподнять часть картинки над поверхностью материала, в результате чего изображение приобретает объём. Форма рельефа задаётся клише и контрштампом, между которыми зажимается материал. Клише имеет углубления, формирующие итоговый рисунок. С обратной стороны материала расположен контрштамп с выпуклым изображением, копирующим изображение на клише.
Лакирование бывает сплошным или выборочным, а сам лак ― матовым, глянцевым и даже с блёстками.
Вырубка используется, если вам нужно получить фигурные изделия, например, этикетки для шампанского, креативную упаковку или наклейки для детской книжки.
Для выполнения верстки и дизайна издания необходим дизайнер-верстальщик: он проконтролирует выполнение всей монтажной работы, сможет четко обосновать технические требования конкретного полиграфического предприятия, в котором он будет печататься. Так как типография сертифицирована под определенный стандарт печати, чаще всего изначальная предпечатная подготовка и непосредственно печать осуществляется уже по заложенному типографскому стандарту.