Как правильно закончить презентацию? 6 эффективных приемов
Вы не спали всю ночь, сделали отличную презентацию в Power Point или Figma, составили план выступления, но финал как-то не удается. Чего-то не хватает. Выдохните. Мы изучили десятки примеров на Ted, пересмотрели наши успешные и вывели 6 эффективных приемов, которые помогут сделать по-настоящему классный финал и зацепить аудиторию.
Резюмирующие графики, диаграммы и иллюстрации
Это способ наглядно показать сложные процессы и убедить в правильности своих выводов. Например, на иллюстрации внизу продемонстрирована эффективность вакцины от ковида: зеленым обозначили количество вакцинированных, которые не заразились; красным — тех, у которых были симптомы болезни; а желтым — летальные исходы. С первого взгляда понятно, что вакцинация не несет угрозы, а совсем наоборот.
Подобными иллюстрациями можно заканчивать выступление, где надо показать количественные результаты. Например, сколько пользователей довольны продуктом, а сколько — нет. Красиво, легко в исполнении, визуально закрепляет представления о продукте и его пользе.
Призыв к действию
Вообще, это неотъемлемая часть коммерческой презентации товаров, курсов, мастер-классов и любых других услуг. Важно подтолкнуть аудиторию к целевому действию: купить, зарегестрироваться на сайте, поделиться контактами и так далее. Но прежде чем сформулировать призыв, нужно понять, насколько аудитория будет готова к такому действию.
Например, если вы впервые представляете бизнес-консультации на ярмарке, где есть немало конкурентов, то прямой призыв из разряда «обращайтесь к нам» вряд ли сработает: люди не видели вас раньше и это скорее отпугнет. А если предложить познакомиться с продуктам поближе и дать какие-то «плюшки», это может сработать. Но нужно учесть несколько нюансов, чтобы написать правильный призыв.
Предложение должно считываться однозначно, отражать конкретное действие и выгоду от него. Допустим: «Зайдите на наш сайт и получите бесплатный чек-лист, чтобы повысить прибыль вашего бизнеса» — это хорошо. Понятно, что человеку нужно сделать и что он в итоге получит. А «заходите на наши ресурсы, там много интересного» — плохо, потому что польза неясна и не очень понятно, что значит «ресурсы». Правило работает и для живых презентаций, и для тех, которые рассылают, например, по почте.
Контакты и обратная связь
Это классика, о которой многие забывает. Во время живого выступления контакты стоит вынести на отдельный слайд — аудитория сможет его сфотографировать. Только об этом нужно напомнить, например, так: «На слайде ссылка на наш сайт и телефоны, по которым вы можете с нами связаться. Вы можете позвонить или написать по любым вопросам. Фотографируйте, не стесняйтесь». Хорошо, если напоминание будет сочетаться с пользой, например, на сайте человек сможет найти что-то полезное — лекции, инструкции, чек-листы, скидки и т. п. (см. предыдущий пункт).
Если вы отправляете презентацию файлом или размещаете на сайте, правильно будет сделать контакты в виде ссылок (только проверьте, чтобы они работали!). Так легко можно будет перейти на сайт или быстро сделать звонок с телефона или компьютера.
Вдохновляющая история, цитата или вывод
Главное, чтобы цитата была не просто красивой, но и подходила к теме, а еще лучше — вызывала противоречивые эмоции, которые вы сможете сгладить. Приведем пример.
Самое популярное выступление на TED называется «Убивает ли школа креативность?». И заканчивается оно цитатой вирусолога Джонаса Салка: «Если все насекомые на Земле исчезнут, через 50 лет жизнь на планете прекратится. Если исчезнут все люди, другие формы жизни будут процветать». Затем автор выступления делает вывод — нам необходимо использовать интеллект и воображение конструктивно и креативно, чтобы сохранить жизнь на Земле, а для этого нужно реформировать систему образования.
Цитата очень яркая: она обозначает проблему, заставляет нас волноваться, чувствовать себя зависимыми от существ, которых мы даже не замечаем, но вполне можем уничтожать. А вывод, к которому приходит автор, даёт надежду и побуждает действовать. Результат такого подхода — больше 70 миллионов просмотров. Берите на вооружение.
Также работают и вдохновляющие истории. Для них важно подготовить почву, обозначить проблему, а история станет способом ее решения. Например, в начале рассказать (допустим, с помощью статистики) о том, какие проблемы вызывает неправильное питание, а закончить тем, как конкретный человек благодаря приложению, которое помогает составляет рацион, сбросил лишний вес и в целом стал здоровее.
Визуальные эффекты или демонстрация
Вспомните выступления Стива Джобса — он всегда предпочитал показывать продукт в действии. Минимум красивых слайдов, максимум прямой демонстрации. Но мы приведем другой пример.
Доктор Джилл Тейлор для выступления на Ted, посвященному подростковым эмоциям, принесла настоящий человеческий мозг. Не самое красивое зрелище, но аудитория не могла оторваться от него. В конце доктор вновь продемонстрировала мозг и подкрепила все ярким выводом («Это ваш мозг. Ваш инструмент. Ваше оружие. Ваша сила»), который подчеркивал, что эмоциями вполне можно управлять.
Не обязательно делать нечто столь же необычное, но окончить высупление, показав, как работает продукт или услуга с помощью красивой схемы или видео вполне можно.
Вопросы для обсуждения и взаимодействия с аудиторией
Вопросы помогут аудитории лучше понять продукт или услугу. Допустим, вы представляете бухгалтерские услуги на аутсорсе — объяснили, как работает ваша компания, показали статистику, поделились историями и... Настало время спросить у зрителей, как они выполняют регулярные бухгалтерские задачи? Сколько на это уходит времени и денег? Какие ошибки часто встречаются? Так вы убьете сразу двух зайцев — поймете проблемы аудитории и покажете, как их решить. Только вопросы лучше написать заранее.
Кроме того, можно предложить зрителям задать свои вопросы по продукту или услуге. Кто-то наверняка постесняется сделать это в зале, поэтому предложите написать их, например, на бумажках, или отправить вам на почту (так вы еще и соберете контакты потенциальных покупателей или партнеров).
Часто встречающиеся ошибки в завершении презентации
Перелистывание слайдов. Если в конце нужно вернуться к одному из предыдущих слайдов, лучше на последнем сделать гиперссылку, которая быстро перекинет на нужное место. А если проматывать даже очень красивую презентацию назад, собьется темп и возникнет ощущение, будто что-то идет не так. Конец будет смазанным.
Долгий вывод в конце. Не стоит перечислять всё, что уже было сказано — у людей есть уши и они неплохо ими пользуются. Поэтому выводы в конце должны быть тезисными.
Повторять на слайдах то, что вы говорите. Забитый текстом слайд смотрится не очень красиво, а главное — не сообщает новой информации. Это не значит, что нельзя использовать текст — можно написать тезисы, которые помогут следовать сценарию, но увлекаться не стоит.
Непонятные слова. Этим часто страдают маркетологи (уж простите). Мы на одной из конференций, например, слышали такое: «Вулнерабельные сегменты — наше будущее». Не надо так, это больно и звучит не очень красиво. Заканчивайте выступление понятными словами.