Как выбрать правильные фирменные цвета компании?
Ван Гог выбирал цвета месяцами, но у дизайнера и его клиента столько времени обычно нет. Рассказываем, как это сделать правильно и как можно быстрее.
1. Без задачи не фигачим: поймите, зачем нужны фирменные цвета
У них может быть несколько задач.
Выделение на фоне конкурентов. Посмотрите на сервисы доставки еды: фирменный цвет Яндекса — желтый, Delivery Club — зеленый, Самоката — розовый. Яркие и максимально не похожие друг на друга. Благодаря им невозможно спутать один сервис с другим.
Айдентика компании, которая сопровождает банкротство физлиц, включает различные оттенки голубого, что редко встречается у конкурентов. Сделано в mad!
Кодировка. Имеется в виду смыслоразличительная функция. Яркий пример — принцип светофора: красный — «стой», желтый — «готовься», зеленый — «иди». Этот принцип работает также на сайтах и в приложениях. Зеленая галочка — «всё хорошо», «заявка отправлена» и тому подобное. Красная — «ошибка». Могут быть и другие варианты, но эти канонические.
Классический пример кодировки — «зеленая галочка». Скрин из мобильной версии сайта СВС. Сделано в mad!
Разделение продуктов. Цвет помогает визуально отделить друг от друга разные категории продуктов. Так производители смартфонов продвигают бюджетные модели с помощью множества ярких цветов, а для флагманских чаще используют однотонные и спокойные. Это не константа, но стоит иметь в виду, что и такая функция есть.
Пример цветового разделения продуктов.
2. Воровство — не грех: посмотрите на конкурентов
Так вы методом исключения уберете варианты, с которыми точно не стоит работать, или хотя бы сможете подобрать оттенок, который будет отличаться от оттенка конкурентов. Конечно, можно подобрать уникальные сочетания даже на основе тех цветов, которые уже используют другие компании, но об этом чуть ниже.
Здорово, если получится найти брендбук или гайдлайн компаний-соперников — там сосредоточена вся палитра, которую они используют. К тому же это поможет срезать интересные фишки, но не подчистую. Воровство — не грех, только если дизайнер творчески переработал чужую идею.
3. Что русскому лягушка, то французу деликатес: учтите культурные особенности
На улицах Турции, например, вы встретите массу людей в яркой одежде: красной, небесно-голубой, зеленой. Турецкий менталитет переваривает это без последствий для психики отдельного гражданина и общества в целом. На российских улицах больше людей в сером, черном, коричневом — такое российскому менталитет ближе.
Однако учитывать нужно и культурные особенности отдельных групп. Например, компания, которая производит разные штуки для охоты и рыбалки, вряд ли согласится на розовый — клиенты не поймут.
Это не значит, что есть строго определенные варианты для каждой отрасли. Просто стоит учитывать, к чему люди привыкли, а к чему — нет. И балансировать на грани.
4. Первый коронный, второй пантонный: выберите основные и дополнительные цвета
В качестве основного обычно выбирают один цвет. Причин для этого несколько. Первая — так проще работать. Проще размещать рекламные материалы, брендировать различные поверхности и так далее. Вторая — для молодой компании возрастает шанс, что именно этот вариант будет ассоциироваться с ней. Например, если вы посмотрите на красный автомат с газировкой, то даже без логотипа сразу подумаете: «О, Кола!».
В качестве дополнительного по тем же причинам лучше выбирать один, максимум два варианта. Да, есть компании, у которых множество и основного, и дополнительного, но обычно это крупные корпорации, у которых большое количество линеек различных продуктов.
Выбираем по степени акцентности. Обычно цветовую гамму делят на холодную, теплую и нейтральную. Но на практике можно использовать и другую схему, основанную на том, как сильно цвета привлекают внимание:
- Максимально акцентные: красный и оранжевый
- Акцентные: синий, зеленый, фиолетовый
- Вспомогательные: циановый, желтый, розовый, бежевый, белый, черный
При этом стоит помнить, что многое зависит от сочетания. Допустим, черный на белом будет смотреться очень контрастно и ярко и привлекать внимание не хуже красного. Однако бежевый на белом утонет.
Выбираем сочетания по треугольнику и без. Есть тонны литературы, посвященной цветовым сочетаниям. И везде очень сложным языком говорят о «цветовом круге». На практике же его можно использовать проще, без километров теории.
Цветовой круг — это набор цветов и их оттенков. Чтобы понять, какие сочетаются, а какие нет, нужно начертить равнобедренный треугольник и поставить его в центр круга. Все области, которых касаются края треугольника, хорошо сочетаются. Вращайте треугольник и получайте новые сочетания.
Чтобы не заморачиваться с треугольником и кругом, можно воспользоваться сервисами цветовых сочетаний, которые работают по тому же принципу (только не надо ничего чертить). Например, Adobe Colors. К тому же этот сервис помогает подбирать оттенки по дополнительным фильтрам: ставите галочку «монохромные» или ещё какие-нибудь и получаете много вариантов.
Также есть генераторы случайных цветов, такие как coolors.co. Работают просто: жмете пробел (или другую клавишу) и сайт выдает несколько случайных результатов. Фиксируете тот, который вам понравился, и подбираете к нему другие с помощью сервиса. Для каждого варианта есть hex-код (это универсальная кодировка, которую поймет любой дизайнер и разработчик).
coolors.co
Неизбежные оттенки. Стопроцентные цвета используют не часто, потому что они не очень хорошо читаются на контрасте. Поэтому активно применяют оттенки. Их можно разделить на три типа:
- Пастельные (мягкие)
- Яркие
- Грязные
Наглядно можно понять разницу, если открыть панель цвета в фотошопе или другом графическом редакторе. Пример — на картинке ниже.
1. Пастельные оттенки. 2. Яркие. 3. Грязные.
Фирменные цвета бренда могут содержать несколько оттенков для разных задач: приложения, сайта, полиграфии. При этом стоит помнить, что лучше всего человеческий глаз различает оттенки зеленого. Так сложилось эволюционно: выживали те, кто мог увидеть среди листвы опасность или пищу.
Также не стоит забывать, что оттенки должны быть достаточно контрастными. Это важно для людей, страдающих дальтонизмом: им проще различить варианты цвета с высоким контрастом. Да и всем остальным — тоже.
Важно помнить! Носитель добавляет свой оттенок. Бумага, ткань, дерево, монитор или экран телефона, на котором отображаются фирменные элементы компании, изменяют изначальную палитру. Чтобы это изменение было как можно меньше, при работе важно использовать хорошо откалиброванный монитор. Тогда совесть ваша будет чиста.
Примеры известных компаний
Alibaba — китайская корпорация-гигант, которой принадлежит, например, Ali Express. Как видите, она очень минималистична в плане колористики (чего не скажешь о прибыли).
HEX:#ff6a00
Canon — даже удивительно, что производителю техники, которая передает все краски этого мира, достаточно всего двух.
HEX: #bc0024 #000000
DHL — международная компания по доставке документов и грузов. Одна из крупнейших на рынке логистики. Довольствуется тремя красками в палитре.
HEX: #ba0c2f #ffcd00 #c9c9c9
Burger King вполне хватает четырех красок, чтобы унижать в рекламе Макдональдс и делать неплохие бургеры.
HEX: #ec1c24 #fdbd10 #0066b2 #ed7902
Adobe — создатели легендарного фотошопа и других известнейших программ. В плане красок они так близки к Burger King, что каждый раз открывая фотошоп, мы думаем о бургерах.
HEX: #ff0000 #fbb034 #ffdd00 #c1d82f #00a4e4 #8a7967 #6a737b
Adidas — всем известный бренд спортивной и повседневной одежды. Кроме того, под этой маркой выпускают средства гигиены, так что широкая палитра вполне оправдана.
HEX: #000000 #be0027 #cf8d2e #e4e932 #2c9f45 #371777 #52325d #511378