+7 (499) 394-33-86
mail@mediaaid.ru

Как сделать брендбук самому

42642

Брендбук — это книга, в которой прописана история бренда, её платформа, видение, аудитория, фирменный стиль и правила его использования на разных носителях, к примеру, необходимое местоположение логотипа при создании упаковки продукта.

В этой статье мы рассмотрим основные составляющие брендбука, примеры страниц брендбуков компаний из разных сфер бизнеса, а также расскажем, с чего и как начинается процесс его создания.

Виды брендбуков

Брендбуки бывают и должны быть совершенно разными — это нормально. Нет никакого единого правила оформления брендбуков, поэтому каждая компания выбирает именно тот стиль подачи информации, который ближе её сотрудникам, партнёрам и аудитории. Один брендбук может выглядеть сухим и строгим, а второй — ярким и открытым. Что их точно объединяет, так это информация о бренде, визуализация фирменного стиля и его размещение.


В зависимости от времени существования компании, её объёма и сферы деятельности, меняется и объём брендбука. Но это не точно. Дело в том, что брендбук крупной компании может состоять из 60 страниц, а молодой кофейни из 140. И наоборот, для бренда женской обуви, который сейчас активно развивается в одном городе и количественно составляет 10 магазинов, книга о бренде может состоять из 40 страниц, а бренду даже молодого банка, который охватывает 30 городов — может понадобиться 150 страниц.

Всё зависит от того, насколько детально для бренда необходимо донести информацию о бренде, объяснить правила размещения и использования фирменного стиля и его элементов, показать эти детали на каждой отдельной странице и, плюс ко всему, подкрепить отдельной фотографией.

Брендбук бывает в укороченной версии, которая может включать в себя краткое введение, основные элементы фирменного стиля и правила их размещения на различных поверхностях, а также в интернете. Вообще, какой-либо раздел из брендбука, зачастую выносят в отдельный, более детальный документ и называют гайдлайном, например, «Руководство по созданию рекламных материалов на основе фирменного стиля» или «Стандарты внутреннего оформления офисов». Таким образом, вынося подробности разработки в отдельные гайдлайны, с которыми работают узкие специалисты, сам брендбук становиться меньше и, в каком-то смысле, более поверхностным.


Брендбук может быть в печатной форме, электронном виде в формате pdf и даже как отдельная страница сайта. Один из самых популярных форматов — это электронный вид, так как его легко можно разместить в облачном сервисе или быстро отправить сотрудникам и партнёрам через почту или мессенджер.

Из чего состоит брендбук

Чтобы сделать брендбук самому, нужно точно понимать, из чего он состоит и на что важно обратить внимание при его разработке. Итак, основные блоки брендбука это:

  • введение
  • константы фирменного стиля
  • деловая документация
  • рекламные материалы
  • размещение в интернете
  • сувенирная продукция

В зависимости от стиля подачи информации, которой придерживается компания, разделы могут находиться в разных местах брендбука или называться по-другому. Их может быть больше, например, добавлены разделы «Внешнее оформление магазинов» или «Обозначение банкоматов», но здесь уже всё индивидуально, в зависимости от сферы работы и масштаба конкретной компании.

Так как брендбук — книга, то в ней обязательно должна присутствовать лаконичная обложка и содержание, которое описывает разделы и номера страниц, которые им соответствуют.


Введение

Данный блок рассказывает об истории бренда, о том, какой он сегодня и как себя видит в будущем. Часто здесь прописывают целевую аудиторию, её потребности, стиль общения с ней. Для того, чтобы создать у сотрудников, партнёров и клиентов общее позитивное восприятие компании, обозначены позиционирование, миссия, характер бренда, а также его основной слоган.

Данный раздел создаёт атмосферу всего брендбука, в нём необязательно сухо подавать информацию. Вы можете простым языком рассказать о том, почему компания решила сменить образ, как менялась философия бренда с момента создания или объяснить те ценности, которые являются в данный момент приоритетными.


Константы фирменного стиля

Основными константами фирменного стиля является корпоративный знак и логотип, используемые цвета, шрифты и дополнительные стилеобразующие элементы, к примеру, орнамент или паттерн. Именно на этих китах и стоит весь фирменный стиль, который создаёт общее единство компании, отстраивает его от конкурентов и эмоционально передаёт настроение и ценности бренда своим сотрудникам и целевой аудитории.

К каждой константе фирменного стиля прописывается текстом, а также визуально показывается, как его нужно использовать и, зачастую, как категорически запрещено. Помните, что брендбук — в том числе, правила.

Корпоративный знак и логотип

Корпоративный знак и логотип составляют фирменный блок, который, в свою очередь, является основным элементом визуальной идентификации бренда.

Когда вы будете делать брендбук, то обязательно покажите, как фирменный блок должен выглядеть в основном варианте и дополнительном, как он выглядит в латинском начертании, монохромном виде, в вертикальном и горизонтальном исполнении.

Не забудьте объяснить, что вокруг фирменного блока существует охранное поле — оно обеспечивает его лучшее визуальное восприятие. Также пропишите текстом минимальные размеры фирменного блока, в качестве единицы измерения используйте миллиметры. В данном подразделе также можно показать, как фирменный блок лучше расположить на фотографиях.


Цвета

Цвета, которые используются в фирменном стиле и стилеобразующих элементах нужно показать крупно и подписать кодом цветовых схем, таких как Pantone, CMYK и RGB. Такой подход помогает в работе с поставщиками, например, составляя техническое задание на разработку полиграфической продукции и прописав в нём код цветов в CMYK, можно быть уверенным в том, что на выходе вы получите ожидаемый визуальный результат.


Цвета могут быть основными и дополнительными. Основные цвета отражены в корпоративном знаке и логотипе, фоне, плашках под текст, в деловой документации и рекламных материалах, на сувенирах и корпоративной одежде. Дополнительные используют значительно реже, например, при создании дизайна ценников или упаковки, рубрикаторов, элементов навигации, на сайте или в приложении.


В данном разделе пропишите текстом, какие цвета можно использовать под фон, а какие категорически запрещено. Расскажите о цветах, которые лучше использовать для определенного ценового класса, например, чёрный цвет часто используется при коммуникации бренда с VIP-клиентами. Если в вашей айдентике присутствует белый цвет, то пропишите его важность — он создаёт легкость восприятия и подчеркивает современность.


Шрифты

В этом разделе рассказывается об основных и дополнительных шрифтах, которые используются в фирменном стиле, их размере, характере, возможных местах использования начертаний. Например, основной текст в начертании Regular может использоваться на всех носителях фирменного стиля, а в начертании Bold — для написания заголовков.

Дополнительный шрифт может использоваться для цифр, цитат или текста в интернете. Для подписей фотографий или иллюстраций обычно используют курсивный шрифт — пропишите, какой шрифт будет использоваться здесь. Если в оформлении магазина используются какие-либо декоративные элементы и они предполагают акцидентный шрифт, то напишите об этом.


Обязательно укажите минимальные размеры шрифта. К примеру, основной текст — 9 пунктов, служебная информация — 6 пунктов, текст в интернете — 11 пунктов.

Для правильного набора заголовков разного уровня, к каждому из них укажите используемый кегль, интерлиньяж и разрядку.


Дополнительные стилеобразующие элементы

К дополнительным стилеобразующим элементам относятся визуальные элементы, которые могут использоваться в связке с фирменным блоком или без него, например, быть ярким акцентом для упоминания бренда во внутренних и внешних коммуникациях. Такими элементами могут быть полосы, лента, фирменный узор, 3D-объекты или пиктограммы.

В данном разделе покажите, как дополнительные стилеобразующие элементы взаимодействую с логотипом, шрифтом, другими графическими образами и объектами.

Слоган (дескриптор)

В блоке с константами фирменного стиля иногда прописывают информацию об использовании слогана или дескриптора. В данном разделе вы можете показать, как слоган должен располагаться по отношению к фирменному блоку в горизонтальном или вертикальном исполнении, где не стоит использовать слоган, а где без него не обойтись.


Деловая документация

В этом разделе показывают основную печатную продукцию компании с правильным размещением её фирменного блока. С такой продукцией чаще всего взаимодействуют сотрудники и партнёры — это визитки, бланки, блокноты, конверты.


Рекламные материалы

Рекламные материалы представлены разнообразием поверхностей, которые могут выступать точкой коммуникации с целевой аудиторией. Здесь нужно показать, как должны выглядеть готовые макеты печатной рекламной продукции, такие как флаера, буклеты, постеры, а также готовые макеты наружной или транзитной рекламы. На этих макетах покажите возможные места расположения фирменного блока, изображений, слогана или дополнительных стилеобразующих элементов.

Размещение в интернете

Раздел показывает верное размещение блоков на сайте, заголовков на баннерах, а также стиль подачи на страницах или в приложении.


Сувенирная продукция

Сувенирная продукция, которая служит бесплатным раздаточным материалом на выставках или в офисе, а также является подарками для сотрудников, партнёров и клиентов, в брендбуке показывается уже в готовом виде.


Этапы создания брендбука

Для того, что самому начать изготовление брендбука важно понимать, что брендбук делается командой — дизайнером, маркетологом, стратегом, копирайтером и руководителем, будь-то директор по развитию или CEO компании.

Сделать одному человеку брендбук можно, но только в том случае, если вы — владелец бизнеса и понимаете в маркетинге и дизайне. С другой стороны, для малого бизнеса в брендбуке нет никакой необходимости, здесь — игра не стоит свеч, так как малому количеству сотрудников, партнёров и клиентов можно донести информацию о бренде более простым способом.

Сбор информации

Начиная работу над брендбуком важно собрать всю информацию, которая на данный момент есть у клиента. Сделать это можно через бриф, хотя лучше помимо брифа проговорить словами детали, например, какие направления в работе над брендбуком нужно будет дополнить силами специалистов из вне — дизайнерами, фотографами, стратегами. Возможно, понадобится работа с клиентами компании, которая заказала брендбук. На этом этапе важно понять, какой ориентировочный объём брендбука получится на выходе, так как от объёма разработки напрямую зависит её стоимость — для некоторых клиентов это может быть важным.

Структурирование и подготовка стиля подачи информации

Итак, после сбора всей информации её нужно систематизировать: разбить на информационные блоки и разделы, согласовать с клиентом, если это еще не было сделано, визуальный стиль подачи информации и типографику, которая будет использоваться при создании брендбука.

Создание макетов страниц

Когда вся информация собрана, вопросы клиенту заданы, структура и дополнительные работы выполнены, наступает момент создания макетов страниц. Брендбук верстают обычно в Adobe InDesign, Photoshop. Время разработки брендбука может составлять несколько месяцев, поэтому связь, корректировки и согласования с клиентом будут неотъемлемой частью работы аккаунт-менеджера или менеджера проектов.


Сдача брендбука клиенту

Сдача брендбука клиенту — это всегда радостное событие, к которому нужно подойти с полной ответственностью: проверить брендбук на наличие ошибок, присутствие дополнительных файлов, которые могут идти вместе с версией брендбука в pdf и, конечно, рассказать о том, с чего начать внедрение брендбука внутри компании.

«Как сделать брендбук самому?» — довольно популярный запрос. Обратите внимание, что по-настоящему качественный брендбук, получается только работая в команде, каждый специалист которой, возьмёт одно из направлений разработки на себя.

Если вы всё-таки хотите попробовать сделать брендбук, то начните с того, чтобы скачать шаблоны различных брендбуков в интернете — это позволит вам отчетливо понять, как строится структура и из чего состоит каждый раздел. При разработке, обратите внимание на пункты, которые были освещены в данной статье — они хорошо показывают разнообразие подачи информации. Удачи вам в ваших начинаниях!

Дизайн-решения
под ключ
для вашего бизнеса
Оставьте заявку
и менеджер вам
перезвонит

Заполняя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных