Без чего не сделать успешный бренд: маркетинговые исследования
Создание бренда (или брендинг) — это комплексная задача, которая начинается с исследования.
Задача исследования — на основе данных и аналитики, сформулировать выводы, на которых можно построить или скорректировать стратегию коммуникации и платформу бренда. Правильные выводы – основа для крепкой и продуманной платформы бренда.
Исследование начинается с глубинного интервью с руководителем, изучения бизнеса, определения проблем и постановки целей. Объем и методы исследования всегда зависят от размера и поставленной перед бизнесом задачи, которая формируется на интервью. Как правило, исследование включает в себя 4 этапа: изучение продукта, аналитика рынка, конкурентный анализ, изучение целевой аудитории.
Этапы исследования
Изучение продукта
- Погружение в специфику и анализ продукта: какие есть слабые и сильные стороны, очевидны ли они для потребителя, что стоит раскрыть ярче и подробнее, а что возможно изменить.
- Анализ визуальной и вербальной коммуникаций: как воспринимается бренд, какой образ и характер у него есть на данный момент. Важно оценить, понятно ли предложение потребителю, какое настроение и смыслы несет коммуникация.
- Анализ точек контакта с клиентом, насколько удобно пользоваться продуктом или услугой.
Анализ рынка
- Оценка внешних форм-факторов, влияющих на положение компании на рынке. Всесторонний анализ рыночной ситуации и прогноз развития на основе статистических данных.
- Анализ социальных и категорийных трендов, которые могут влияют на отрасль.
Изучение конкурентов
- Анализ предложений и коммуникации конкурентов.
- Оценка конкурентоспособности компании, определение сильных и слабых сторон конкурентов, сравнительный анализ, поиск точек отстройки.
Исследование целевой аудитории
Определение и сегментирование аудитории, формулирование ее ценностей, потребностей и ожиданий, определение барьеров и драйверов при использовании продукта, поиск инсайтов.
Методы исследования
Методы и инструменты исследования зависят от зрелости бизнеса и поставленной задачи.
Качественные исследования: фокус-группы, наблюдения, глубинные интервью
Задача качественных исследований выявить инсайты и мотивы потребителей, проанализировать поведение, составить психографический профиль, определить барьеры и драйверы.
Количественные исследования: панельные исследования, опросы, тесты
Задача количественных исследований, используя стандартизированную технологию собрать объективную статистику, определить явные сложности и проблемы, которые возникают у потребителей при взаимодействии с брендом.
Работа с открытыми источниками
При работе с открытыми источниками важно правильно оценить влияние экономики и трендов на продукт, описать возможности и риски, проанализировать отечественные зарубежные практики.
Семиотический анализ:
Часто складывается ситуация, когда бизнес и клиент по-разному видят и чувствуют бренд. Язык, на котором бренд разговорит с аудиторией ей непонятен. В этом случае проводят семиотический анализ. Во время семиотического анализа изучают всю коммуникацию бренда. Её вербальный и визуальный язык. Результат анализа – выводы о том, как сейчас выглядит бренд для целевой аудитории, какие смыслы заложены в коммуникации, насколько правильно и последовательно они транслируются. Выводы излагают с помощью карты эмпатии — это схема, которая помогает понять, что видит, слышит и чувствует человек, когда сталкивается с брендом. А главное — что ждёт от него.