Стили логотипов: реальные примеры, их плюсы и минусы
Логотипы повсюду. Сегодня я проснулся и взял в руки телефон с челкой, открыл браузер с логотипом Яндекса, затем достал из холодильника Samsung йогурт с лого «Чудо». И это только за первые 10 утренних минут. Сколько фирменных знаков я видел за весь день? Наверное тысячи. Сколько из них я безошибочно узнаю среди других? Наверное, десятки из тысяч. Из этого следует, что стиль логотипа не менее важен, чем продукт, его название и маркетинговая кампания. Поэтому мы решили рассказать, какие бывают стили логотипов и кому они подходят.
Шрифтовой
В основе этого вида лого лежит имя компании (неожиданно, да?) или продукта. Обычно текстовый лого используют для брендов с короткими названиями. Также они подходят для личных брендов. Чтобы изображение было максимально узнаваемым, дизайнеры создают авторские шрифты и дополняют их различными графическими элементами.
Кажется, что текстовые лого слишком просты и маловыразительны, но это не так. С помощью шрифтов можно показать намного больше, чем просто название: допустим, то чем вы занимаетесь. Яркий пример — фирменный знак английской компании Sinkit. Она производит оборудование, которое помогает не слишком опытным гольфистам загнать мяч в лунку. Дизайнеры всего лишь подняли букву i и сместили точку над ней — и вот мы уже видим пользу продукта.
Монограммы
Монограмма — тоже шрифтовой лого, однако с одной особенностью: на ней всегда присутствуют начальные буквы названия или имени, часто сплетенные между собой причудливыми линиями. Такой стиль очень популярен у дорогих модных брендов: Gucci, Chanel, Louis Vuitton (кстати, давайте с ними попрощаемся) — а также в бьюти-индустрии. Впрочем, можно такие образцы увидеть и у компаний из других сфер, например, LG.
Монограммы, как и шрифтовые лого, универсальны и отлично подойдут компаниям, которые только выходят на рынок.
Графические знаки
Представляют собой объект, который легко узнать, и не содержат текста. Объект обычно ассоциируется с деятельностью компании или с ее названием. Яркие примеры — Target, Apple, Twitter (который теперь называется просто «Икс»). Первое название переводится как «цель», поэтому в качестве лого выбрали мишень; второе — «яблоко»; а twitt переводится как «щебетать», так что птичка вполне уместна. То есть компании буквально изобразили свое название.
Графические знаки могут быть полезны фирмам с длинным именем. Например «Воронежский тракторно-экскаваторный завод» — очень длинное словосочетание, аббревиатура (ВТЭЗ) звучит так себе, а ковш экскаватора и шестеренка могут вполне их заменить.
Абстрактные логотипы
Лого в абстрактном стиле, в отличие от графических, никак не отражают название или деятельность компании. Это просто отличительный знак, который потребители запоминают после очень долгой демонстрации. Например, красно-бело-синие полоски Pepsi не означают ровным счетом ничего, как и круги в логотипе MasterCard.
Выбор такого стиля поможет компании играть в долгую — абстракции почти не устаревают, в отличие от других видов лого. То есть он будет актуален даже если компания сменит сферу деятельности или выпустит принципиально иной продукт.
Талисманы (персонажи)
В дизайн-среде их еще называют «маскот». В качестве маскота может выступать реальный персонаж (допустим, владелец или основатель бизнеса, как в KFC) или вымышленный (вспомните чипсы Pringles).
Чаще всего такой стиль используют в сфере питания, спорта и развлечений. В общем везде, где необходимо связать бренд с эмоциями, сделать общение более личным. Поэтому маскоты особенно популярны среди семейных кафе, детских товаров, парков и тому подобного.
Преимущество маскотов также в том, что они могут стать героями рекламы и повысить узнаваемость бренда.
Эмблемы
Эмблема — один из самых старых видов лого. Можно сказать, что это современный вариант герба, потому что она создается по тем же принципам: в изображение обязательно заключен текст с названием компании, также в нем может присутствовать слоган. Такие лого выглядят внушительно и тяжеловесно.
У этого стиля есть один недостаток — из-за обилия элементов эмблему бывает трудно поместить на маленькие объекты: визитки, кружки, ручки и тому подобное. К тому же они не слишком вписываются в сегодняшний тренд на минимализм. Хотя есть и исключения. Яркий пример — эмблема BMW.
Комбинированные логотипы
Шрифтовой+графика. Один из самых распространенных видово лого. Его используют компании из различных отраслей: от промышленности до общепита.
Маскот+шрифт. Популярное сочетание, которое позволяет использовать текстовую часть, например, для брендирования маленьких предметов, а маскот — в рекламных роликах. Конечно, если подобное разрешает логобук.
Абстракция+шрифт. Как и предыдущий вид лого, дает большое пространство для рекламы и брендирования различных объектов.
Цветовые схемы и стили логотипов: как их правильно сочетать для запоминающегося брендинга
Условно цвета можно разделить на мягкие (бежевый, фисташковый и т. д.), нейтральные (синий, голубой), яркие (оранжевый, желтый, красный). Выбор конкретного варианта зависит от того, какое послание вы хотите передать и какую эмоцию вызвать. Например — для постельного белья подойдет бежевый, чтобы показать уют и тепло, или зеленый, чтобы продемонстрировать экологичность; для консалтинговых услуг часто используют нейтральный синий или строгий черный.
Кроме того, нужно учитывать, как цвета и оттенки будут сочетаться друг с другом. Допустим, красный шрифт на синем фоне просто плохо читается.
Какой стиль логотипа подходит вашей отрасли: секреты успешной визуальной стратегии
Выбор стиля зависит от того, какие лого используют конкуренты, и как вы будете использовать свой. Если не планируете размещать его на маленьких предметах, вроде бегунков от молнии, то можно выбрать любой вид. Но в целом сейчас прослеживается тренд на минимализм, потому что такие знаки легко размещать на всем: от вывесок магазинов до визиток.
Что касается конкретных отраслей, то здесь можем лишь обозначить тенденции.
Высокотехнологичные отрасли, промышленность, строительство — здесь чаще всего выбирают шрифтовые и графические виды лого с прямыми строгими линиями, чтобы показать: «мы серьезные ребята».
Индустрия развлечений, общепит, семейные услуги — по нашему опыту, в этих отраслях чаще используют маскоты и графические виды лого, чтобы вызвать у клиентов приятные эмоции и укрепить связь с брендом.
Бьюти-индустрия, фэшн, дизайн — в индустрии красоты популярны монограмы. Реже используют шрифтовые, графические и абстрактные виды лого. Для молодежных брендов одежды часто используют абстракцию и шрифты.
В целом выбор зависит от того, как лого воспримет ваша целевая аудитория. Для этого желательно провести маркетинговые исследования и понять, кто ваши клиенты. А перед этим ответить на вопрос: «А нам вообще нужен логотип?»
Стоит ли создавать логотип самому или лучше обратиться в агентство? И вообще — кому он нужен?
Можно ли обойтись без лого? Да, есть огромное количество фрилансеров и организаций, которые продают свои товары или услуги без лого и фирменного стиля. Фирменный стиль и лого нужны, когда необходимо конкурировать с другими игроками на рынке, делать так, чтобы клиент знал, куда вернуться и что купить. Подробнее об этом можно почитать в статье «Каким компаниям не нужен бренд?»
Можно ли сделать лого самому? Да, даже если вы не дизайнер и в школе по рисованию у вас были тройки. В этом помогут онлайн-конструкторы. Работают они примерно одинаково: вбиваете сферу деятельности и название компании, выбираете стиль (если есть такая опция) и сервис генерирует для вас несколько вариантов. Такое решение подойдет, если на разработку лого не хватает денег, а использовать его вы будете только на сайтах.
Зачем обращаться к дизайнерам, если все можно сделать самому? Дизайнер нужен, чтобы разработать уникальный лого, например, с авторским шрифтом. К тому же онлайн-конструкторы и нейросети нуждаются в авторском надзоре: подправить неточности, понять, насколько генеративный вариант вписывается в культурный контекст. А главное — онлайн-сервисы не смогут написать правила использования лого: как размещать его на разных объектах; как использовать на сайтах и в соцсетях; какие отступления от оригинала допустимы? Короче говоря, они не смогут составить брендбук и логобук.
Классная книга про логотипы для тех, кто хочет погрузиться в эту тему
Дэвид Эйри написал эту книгу еще в 2009 году. С тех пор ее перевели на 10 языков (включая русский) и переиздали несколько раз с дополнениями. Автор описывает наиболее удачные примеры международных компаний, а также рассказывает, как разрабатывают фирменный стиль с учетом интересов аудитории, культурного контекста и, конечно, бюджета. Книга написана простым языком и содержит сотни эскизов, финальных вариантов лого и их фото в реальности. В общем, горячо рекомендуем.